| RSSГлавная
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Археология, история, легенды, мифы, сказки » Сказки, легенды и мифы » Мифология балтов
Мифология балтов
ВедаславаДата: Среда, 14.10.2009, 15:29 | Сообщение # 1
Группа: Подмастерье
Сообщений: 38
Статус: Offline
© Valdis Muktupāvels
МИФОЛОГИЯ БАЛТОВ

Некоторые теоретические размышления в связи с мифологией балтов

Сначала об этнониме "балты". Нынче балтами называют некую общность народов, всё же нужно отметить, что термин балты в большей мере связан с языковедением. По мере развития теории так называемых индо-европейских языков наряду с другими языками были классифицированны латышский и литовский языки и как отдельная языковая группа включены в индо-европейское языковое семейство. Получается так, что балтская этническая группа была определенна именно на основе языкового родства. Фактически это говорящая или говорившая на балтских языках группа народов в которую без латышей и литовцев входят так же курши, пруссы, ятвинги, возможно и другие народы. Так или иначе нередко этот созданный языковедами термин относят и к другим, в основном связаных с культурой, областям . Таким образом предпологают, что термин "балты" подразумевает большее или меньшее подобие в музыке, искустве, мировоззрении и других областях. Итак, ещё раз подчёркиваю - автоматически относя этот созданный языковедами термин, например, на мифологию ожидается, что и в этой области будут определённые подобия. Или скажем, говоря о "балтской музыке", подразумевается, что и в музыкальной сфере должно быть сходство между латышами, литовцами и другими балтами или их потомками. Так это или нет - это вопрос каждой отдельной сферы.
Зачастую оказывается, что это не совсем так. К примеру сказать, у латышей в некоторых областях больше с ходства с эстонцами. Скажем, в той же сфере народной мызыки, но это другая тема и об этом мы не будем говорить подробно.
Прежде чем начнём обсуждать вопрос балтской религии, отметим то, что балтские языки в контексте индо-европейских языков заслужили особое внимание, особенно в последние десятилетия: как оказывается в этих языках обнаруживается много архаичных явлений, балтские языки очень консервативны. Некоторые это неправильно объясняют, якобы, скажем, литовский язык является древнейшим индо-европейским языком или древнейшим европейским языком. Что именно означает "древнейший индо-европейский язык" или "древнейший европейский язык"? Это можно бы было сказать о языке, который имеет древнейшие письменные памятники, как, например, ведические тексты санскрита, которые датируются вторым тысячелетием до нашей эры, таким образом санскрит является одним из древнейших индоевропейских языков. В свою очередь выражение "архаичные языки" указывает на характер этих языков - в них мало инноваций, мало что изменилось. В них можно обнаружить разные явления, которые в других языках пропали, которые обнаруживаются лишь в древних письменных памятниках, или которые /явления/ возможно научно реконструировать. В таком смысле балтские языки архаичны. По причине этой архаичности они схожи или даже очень схожи с другими индо-европейскими языками, например ведическим санскритом, древнейшие тексты которого имеют больше чем 3500летний возраст. Балтские языки настолько архаичны, что, например, языковед и структуралист Вячеслав Иванов рассматривает их как живые звучащие диалекты индо-европейского праязыка. Из-за этого архаизма у балтских языков столько много общего с тем же санскритом, что это дало повод говорить, скажем о происхождении латышей из Индии или о путешествии арийцев из Балтии в Индию и тому подобное. Здесь у меня в руках санскрито-латышский словарик, который издан в Канаде в 1954ом году, в нём находим целые лексические пласты, которые в латышском языке и на санскрите имеют не только тот же самый смысл, но и сходны по звучанию: например dhūmaka на снскрите и dūmaka на латышском (дымка), так же vīra и vīrs (муж), ratha и rati (колесница, повозка) и т.д. смысл этих слов почти один и тот же. Это всё нужно иметь ввиду тогда, когда мы будем говорить о других архаизмах, которые так или иначе связаны с языковыми архаизмами.
Методы и данные языковедения могут пригодиться обсуждая термины религии и отдельные божества, нередко сравнение имён и функций этих божеств в балтской традиции и в других индоевропейских традициях позволяет уяснить что нибудь существенное именно об этих божествах и о сфере их действия.
Хотя обычно говорят о "мифологии балтов" (балтской муфологии) я предлагаю использовать обазначение "религия балтов" (балтская религия). Почему религия, а не мифология? В энциклопедиях и публикациях о духовной жизни латышей чаще всего употребляется термин "мифология латышей" (латышская мифология). Обычно в таких материалах описаны божества, так же различные культы, ритуалы и т.д., но всё этовместе образует религию. "Мифология", в конце концов, подразумевает сходство с древнегреческим пантеоном: там есть рассказы о богах и богинях, о том как они живут, как борятся, как любят, какие у них рождаются дети и т.д. Такую мифологию, такое подобие греческого пантеона можно, конечно, искать и в балтской традиции, всётаки балтская традиция это нечто большее, чем сказки о похождениях богов. Здесь присутствует так же культ, ритуалы, религическая практика, т.е. здесь есть нечто большее, чем мифология, поэтому справедливо было бы говорить о религии балтов.
И ещё: говоря "религия балтов" (балтская религия), подразумевают, что существует единая балтская религия, что она общая для всех балтских народов и что она неизменчива со времён существования балтов. Всё же исследования показывают, что это не так. Религия образуется, меняется, развивается, у религии имеются свои различные диалекты и формы. В конце концов, религиозный (религический) опыт различается не только в разных местах и эпохах, он может быть различным и у членов одной общины. Ну например, хотябы номинально наше общество является христианским и всётаки у каждого из нас своя духовность, своя религиозность. У одного она глубока, интенсивна, у другого христианство связано только с формальной принадлежностью к христианскому приходу или с употреблением и ношением соответствующих символов. Раз уж на столько велики различия в пределах одной религической общины, то чего можно ожидать по-отношению к более обширным регионам от больших временных промежутков? Поэтому говорить орелигии балтов можно только относительно. Фактически в разные времена существовали различные религические традиции. У латышей об этом довольно мало исследований, но, например, в Литве в 1995ом году активный исследователь религии Гинтарас Бересневичюс (Gintaras Bersnevičius) издал книгу "Религические реформы балтов". В этой книге он охарактеризовал по меньшей мере две фундаментальные религические ршформы, которые произошли у западных балтов, частично и в Литве. Реформы - это означает что предыдущая религическая практика, религиозные традиции пережили серьёзные фундаментальные изменения и преобразования. Археологи обнаружили, что в определённые исторические периоды довольно резко менялись традиции погребения: так, например, одно время были курганные погребения и внезапно их сменили так называемые трупосожжения. Обычно в традиционных обществах погребальные ритуалы были тесно связаны с мировоззрением, с религиозной практикой. Для антропологов традиции погребения - один из элементов, который посредственно свидетельствует об определённом мировоззрении, о религиозной жизни и смена традиций погребения означает, что произошли фундаментальные изменения в религиозной жизни, в религической практике. Такие реформы в землях балтов констатированы многократно, таким образом мы не можем говорить об одной определённой религии. Употребляя термин религия балтов, мы под этим будем подразумевать все различные виды религии, которые в различные времена существовали в ареале проживания балтов. Аксиомой должно быть то, что религии менялись (были изменчивы). Находятся люди, которые утверждают, что они изучают настоящую религию балтов или, скажем, религию латышей или литовцев. Что это за религия, это, очевидно, известно лишь им самим, т.к. об этом можно судить только относительно.
Для нашего дальнейшего разговора было бы полезно акцентировать вопрос о двух аспектах любой религии. Первый связан с универсальной сущностью человека с стремлением homo sapiens к совершенству, стремлением к слиянию с абсолютом. Это тот универсальный элемент, который един для всего человечества, для всех религий. Этот аспект в санскрите называют словом mārga – путь. Здесь mārga означает путь к духовному совершенству, ту универсальную компоненту религии, которая зовёт, ведьет ближе к небесам. Второй аспект любой религии связан с историческим опытом, с культурным наследием. Это конкретные ритуалы, обычаи, учения, догмы, это мировоззрение, которое люди усваивают с первыми днями своей жизни. Этот исторически обусловленный и зависящий от места, изменчивый аспект в санскрите называют dešī – местный, связанный с конкретной местностью. Этот аспект затрагивает ту исторически наследуемую часть религии, которая связана с местными особенностямиЭти два аспекта, эти компоненты присутствуют в каждой религии. Не бывает "чистой абсолютной" религии, такой, в которой присутствовал бы только один единственный абсолютный аспект. Знаменитый исследователь религий Джозеф Кемпбел (Joseph Campbell), описывая эти два аспекта привёл такой случай: по дороге в Варанаси или Банарес (священный город индийцев) в поезде он встретил блаженного индуса и начал с ним разговор. Блаженный утверждал, что он приблизился к абсолютному откровению и что его в религии интересует только чисто универсальный, божественный принцип и ничего более. И тогда Кембел заключил, что этот человек всё же направляется в реальный город, в Варанаси, где он посетит определённый храм, совершит определённые, может даже в раннем детстве заученные ритуалы, будет разговаривать с людьми и т.д. Таким образом, даже думая о чисто абсолютном он вступит в различные "светские", ("земные") отношения, совершит традиционные, выученные, определённые местом и временем действия, словом, он не сможет избежать присутствия второго аспекта в своей религии. Может быть в этом и других случаях можно сказать, что mārga важнее чем dešī, что универсальное главенствует над аспектом определённым местом и временем. В свою очередь в других случаях может быть совсем наоборот - традиционный, исторически унаследованный аспект может взять главенствие над универсальным и кое кто, может даже забыть для чего произносятся молитвы, производится жертвоприношение и др. И тогда ритуалы производятся ради ритуалов, забывая, что ритуал должен быть направлен к небесам, к универсальному разуму.
Хотелось бы упомянуть ещё один принцип, который важен в мифологии. Многие нередко забывают, что одно и тоже божество может быть названно разными именами. Например, какое нибудь божество, которому характерны разные функции можно назвать в зависимости от конкретной функции или от признака характерного божеству. Таким образом у одного божества может быть множество разных названий, они могут менятся, могут стать самостоятельными, могут даже трансформироваться, обозначая уже какое нибудь другое отдельное божество, всё же в этих разных названиях можно опознать изначальное. Какя то определённая мифологическая структура или отдельное божество может иметь универсалные или специфические черты. В зависимости от меры универслизации или специализации в мифологии можно выделить различные уровни. Например, в какой нибудь определённой мифологической структуре на более универсальном уровне может находится верховное божество или, скажем, универсальный творческий принцип. На следующем, уже специализированном уровне могут быть божества, которые осуществляют определённые функции, на ещё большем уровне специализации могли бы находится божества с человеческими чертами, затем – kultūrvaroņi (культурные) герои, различные духи и т.д. Словом, в любой мифологии наряду с универсальными велечинами найдутся и больше или меньше специализированные. Ну, к примеру, сегодня пятнадцетое августа, День Вознесения Пресвятой Девы - большой праздник в Латгалии, в Аглоне; там сегодня, очевидно, собралиьс сотни тысяч поломников, которые участвуют в богослужениях, процессиях, произносят молитвы и поют песни, в том числе литании. В литании Пресвятой Девы Марии она названна разными именами: Матерью Церкви, Мистической розой, (Башней слоновой кости), Небесными воротами, Утренней звездой - вместе больше пятидесяти обозначений. Кому-то, конечно может прийти в голову в каждом этом обозначении углядеть отдельное божество, и это имеет место быть, но здесь подразумевается только одна определённая персона - Пресвятая Дева Мария. Довольно часто эпитеты божеств становятся отдельными божествами в индуизме, можем упомянуть эпитет Сканды - Кумара; Локадхатар, Натараджа - эпитеты Шивы или множество эпитетов Лаксми, такие, как Шри, Локомата, Индра, Падма, Камала. Подобно и в мифологии балтов. Так, например, уже со средневековья существуют разные списки прусских божеств. Между прочим земля пруссов находится совсем близко. Мы находимся фактически в расстоянии 36 км от исторической границы Пруссии, от Прусского герцогства, позднее Прусского королевства. Так или иначе, известно несколько списков прусских божеств и во многих упоминется такое божество, как Бардайтис (Bārdaitis). Если разобраться с точки зрения языкознания, то оказывается, что это Патула (Patula) – одно из трёх основных прусских божеств - эпитет, т.к. в сответствии со средневековой иконографией Патулс (Patuls) был старцем с длинной седой бородой, значит бородатый - на прусском бардайтис(bārdaitis). Когда пруссы произносили слово Бардайтис, они понимали, что это Патулс. Но тому, кто, очевидно, не разбирался в тонкостях прусских божеств это имя не означало ничего, кроме, как бородатый и этим словом он подразумевал отдельное божество. И ему казалось, что этому божеству присущи какие то определённые функции и так Бардайтис появился в списках прусских божеств как отдельное божество. Историк Матвей Приторий упоминает очень много различных прусских жрецов или исполнителей сакраментальных действий: одни которые гадают на пивной пене (putas) Puttones, другие, предсказывающие будующее используя воск свечей (vasks) - Waszkones, ещё он упоминает Wurszkaitei, Burtonei, Dumones, Orones, Sweigdzurones, Lekkutones, словом, совсем около 30 названий жрецов. Неужели действительно у пруссов их было такое множество? По-моему в списке Претория перчислены различные ритуальные действия, которые совершают особые жрецы, в одних случаях они совершают одно, в других - другое и на самом деле это только некоторые служители культа и не мн ожество различных видов жрецов, не целый корпус жрецов.

Обзор важнейших работ по теме балтской мифологии и религии

Дальше обратимся к двум теориям исследователей балтской религии. О религии балтов существует множество различных публикаций, всё же нужно признать, что это одна из сфер, в которой многие ощущают себя достаточно компетентными и пишут все кому не лень. Не так уж и много хороших, концептуально ясных и структурированных работ в области религии балтов. Конечно, как и в любой другой области , здесь важны источники - исторические свидетельства, различные, в том числе фольклёрные, тексты, этнографические описания, которые имеют ценность сами по себе, т.к. фиксируют определённые факты. здесь я хотел бы отметить две значимые публикации, которые стоило бы рассмотреть, если у кого нибудь есть интерес исследовать первоисточники. В 1936ом году Латышское литературное общество издало работу Вильгельма Мунхарта (Wilhelm Mannhardt) “Letto-Preussische Götterlehre” или на русском ”Латышско – прусскя мифология”. В этом труде обобщены факты религии латышей, литовцев и пруссов, различные описания, начиная со свидетельств Тацита, которые относятся к первому столетию нашей эры до работ Ланге и Стендера конца 18ого века, так же коментарии самого автора. Источники приводятся на оригинальном языке - латыни, средненижненемецком, польском, к сожалению без перводов, в свою очередь коментарии на немецком, таким образом без знания этих языков использование труда Манхарта затруднено. В Литве к сегоднешнему дню изданно уже два тома трудов Норберта Велюс (Norbertas Vėlius) из замышленного многотомника ”Baltų religijos ir mitologijos šaltiniai”, на русском “Источники религии и мифологии балтов”. Хронологические границы этого труда шире: первый источник "История" Геродота относится к 5ому столетию до нашей эры. Все тексты первоисточников на оригинальном языке так же приведён литовский перевод, имеются коментарии по первоисточникам и авторам на литовском языке.
Это об источниках, но обратимся к общей характеристике мифологии балтов. Здесь стоит упомянуть два метода, два направления, которые с течением времени признанны и опробированны и на эти методы отзываются исследователи в серьёзных международных публикациях. Автор первого, условно исторического направления - американская учёная литовского происхождения Мария Гимбутене (Marija Gimbutienė) (Maria Gimbutas). Мария Гимбутене является международно признанной исследовательницей истории эпохи бронзы, это её главная специализация. В сопутствии с этим она много времени уделила изучению божеств женского рода (богинь), их изображению в орнаментике и иконографии во всём мире. В Америке издано несколько её книг - о Великой Праматери, об образах и символах святых божеств древней Европы. И в этой области серьёзные исследователи религий ссылаются на труды Марии Гимбутене. Различные факты связанные с мифологией балтов встречаются в её больших трудах, а в работе "Балты" “The Balts” вопросу религии балтов отведён целуй раздел, эта книга изданна в 1963ем году в издательстве Фредерика Прегера (Frederick A. Praeger) в Нью-Йорке, в серии “Ancient Peoples and Places” (Древние люди и места). Этот труд переработан и дополнен, переведён, конечно, на литовский и на латышский язык и как книга издан под названием "Балты в доисторические времена", издательство “Zinātne” в Риге в 1994ом году. Т.е. сравнительно недавно. Мария Гимбутене считает, что в мифологии балтов - пруссов, литовцев и латышей имеется два исторически различных пласта. Первый из них она назвала мифологией матрицентристской Европы. В этот мифологический пласт древней Европы входят хтонические или связанные с землёй и лунарные или связанные с женскими, лунными и возобновляющимеся природными циклами божества, а так же вторичные божества, связанные с землёй, водами, животными.
Размышляя об основных божествах древней Европы Мария Гимбутене развила мысль о наличии одной великой богини - Великой Праматери или Богине Матери, названий множество, но в каждом случае как божество подразумевается Земля и вообще женский, творческий аспект, как таковой. Но эта Великая Праматерь известна в трёх проявлениях как Богиня Дева, Богиня Женщина и Богиня Старуха. В религии балтов ясно заметны все три проявления Великой Праматери. Богиня Дева согласно Гимбутене - это Laima. Это богиня которая известна как в литовской, так и в латышской традиции, очевидно такая была и у пруссов. Laima богиня рождения (сотворения) и судьбы, она определяет то что предначертано, роженица находится с ней в непосредственной связи во время родов. Как прорицательница судьбы Laima является в образе кукушки, кукуя предвещает счастье или несчастье. Нередко в латышских народных песнях упоминается несколько Лайм, обычно три и тогда у каждой из них имеется своё имя: Laima, Dēkla, Kārta. Это можно считать определённой специализацией Лаймы, т.к. функции каждой из трёх богинь немного отличны. Laima как Daļa литовцев и латгальцев богиня распределения, она наделяет то, что определено, что причетается. Своеобразнёй противоположностью или обратной стороной Лаймы можно считать богиню смерти Ģiltenе, которую в литовской и прусской традиции называют так же сестрой Лаймы.
Богиня Женщина, согласно Гимбутене, это Ragana (Ведьма). Очевидно такое имя богини у нас может вызвать некоторую усмешку, т.к. под именем Ведьма мы представлаем нечто другое - безобразную лохматую старуху, которая знимается колдовством и т.п. Мария Гимбутене говорит о Ведьме, о богине лунарной смерти и возрождения, хранительнице цикличности природы. Корень rag- этомологически связан с латышским словом redzēt (видеть) и соответственно литовским regėti, в соответствии с этим и этимилогия имени Ragana – “та, которой дано видеть больше чем другим, зрячая” ((От переводчика): та же аналогия с этимологией слвянского слова Ведьма - от видеть.). Она та, кто лечит, та которая знает больше других о силах природы, как их использовать. Конечно, эти силы можно направлять в положительном русле, но можно и со злым умыслом и разрушительно. Таким образом Ragana напоминает о том, что на ряду с жизнью есть и смерть, то, что жизненную силу приходится возвращать смерти, что бы жизнь могла циклически возобновляться. Не зря образ Ведьмы двойственен: она одновременно необычно красива, но и жутка и опасна.
Богиня Старуха, в соответствии с Марией Гимбутене, это Zemes Māte (Земля Матушка) в латышской традиции , Žemīna – на литовском, Zemīna – прусском. Она является богиней плодородия, дающей жизнь, благоприятствует росту растений и урожайности. В ведении Zemes Māte находится так же подземный мир усопших, т.к. она встречает и хранит (хоронит) мёртвых. В тоже время Zemes Māte присущи и другие аспекты, другие имена: она, к примеру является и такими божествами, как Kapu māte (Мать могил/кладбища), Veļu Māte ( от переводчика: труднопереводимое понятие. В латышской традиции живой человек имеет тело и дух, после смерти дух остаётся в ведении высшего божества, тело отдётся земле а Velis находится на кладбище и имеет обоюдную связь с живыми людьми, со своим родом; на современном языке это можно назвать памятью, которая связывает живых и умерших, в славянской традиции Velis соответствует тому, что мы поминаем) , Smilšu Māte (Песочная мать), Rūšu Māte, вообще таких матерей у латышей большое множество. В этом смысле латышская традиция сильно отличается от литовской традиции, т.к. у литовцев имеется относительно мало божеств женского рода, в основном только те, которых Гимбутене связывает с наследием древней Европы, зато латышам известна Meža Mātе (Мать лесов), Lauka Mātе (Мать лугов ), Vēja Mātе (Мать ветров), Jūras Mātе (Морская мать), Ūdeņu Mātе (Мать вод), Bangu Mātе (Мать волн/прибоя), Gausa Mātе и т.д., в текстах мифологических песен их нащитывается свыше пятидесяти. Это свидетельствует о том, что матрецентрическая модель мира и с ней связанная религическая практика в определённую эпоху имела большое значение и влияние этой модели сохранилось в фольклёре в виде такого реликта, как наличие этих богинь женского рода - матерей. Между прочим я недавно убедился о жизненности этой идеи, слушая разговор моей дочери Расы и её двоюродной сестры Милды. Одной девочке было пять лет, другой - три года. Они говорили о Даме Пруда и о Даме Озера, рассказывали, что одна из них злая, а другая - добрая и размышляли каких они имеют тварей и чем они занимаются. Конечно они употребляли слово Дама а не Мать, вообще слово мать в современном языке звучит архаично, вместо него обычно употребляют другие слова: мама, мамочка, дама, госпожа и т.д. Так или иначе сама идая архетипична и связанна с традиционным представлением о божествах, которые размещены в сакрализированном пространстве и имеют своих святых животных и растения.
Вторым пластом мифологии балтов, согласно Марии Гимбутене, является "божества индо-европейского происхождения". Он, как указывает название, связан с определённым лингвистическим и вероятно и этническим единством - с индо-европейцами. Как известно распространение индо-европейских балтских культур в Юго-Восточной Балтике связанно с временем около двух, двух с половиной тысячелетий до нашей эры. В ту пору в этих землях значительно изменился антропологический состав населения, уклад жизни и хозяйства, очевидно и мировоззрение, религия, учереждения и процессы, связанные с религиозной практикой. Можно утверждать, что в Балтии появились народы говорящие на балтских языках с характерными божествами. Индо-европейские божества связаны с космической сферой, с небесами, небесными светилами и явлениями.Основные божества, как правило, мужского пола, вторичные могут быть и женского рода. Здесь ясно усматривается разница между женскими божествами древней Европы, которые связанны с землёй и водами и между мужскими индо-европейскими божествами, которые связаны со светом, солнцем, звёздами, месяцем, грозой/громом.
Согласно Марии Гимбутене, есть три главных божества индо-европейского происхождения. Нужно отметить, что у названий этих богов имеются очень интересные параллели в других индоевропейских языках, в некоторых они известны меньше, может даже совсем фрагментарно, в других сохранились лучше. Первый бог индо-европейского пантеона - это Dievs, божество сияющего дневного небосвода, о нём говорят как божестве справедливости, мудрости, благоприятствования роста растений. Dievs имеет много "двойников" в других индо-европейских языках и прежде всего в балтских: у литовцев это Dievas, у пруссов – Dēiws, в праязыке балтов он был *Deivas, здесь соответствие этих слов очевидно. В латинском языке есть Deus, что восходит к более древнему *Deivos, по гречески – Zeus, что по мнению языковедов раньше звучало, как *Djēus, у германцев – *Tīwaz. В санскрите два варианта – dyaus "дневной свет" и божественное "небесное", "божественное создание" более древний общий смысл этих слов - "бог дневных сияющих небес". Второе божество индо-европейского происхождения в балтском пантеоне это Pērkons, литовский Perkūnas, прусский *Perkūns. Такьже, как Dievs, и Pērkons имеет двойников в других индо-европейских языках, здесь мы можем упомянуть древнескандинавского Fiorgyn, скандинавского Thor, немецкого Donner, славянского Перуна. Характерно, что слова с корнями per-, par- нередко связаны собозначением дуба, дубравы или вершиной горы, которая устремляется в небо, это хетское perunas и санскритское parvatas "вершина горы", кельтское herc дубрава", латинское quercus "дуб", которые произошли от более древнего *perkwus "дуб". Другое слово санскрита Parjanyah значит "Бог дождя" и "дождевая туча". Здесь наблюдаемая связь между небесами, Перконсом и дубом унаследована уже с индо-европейской древнейшей истории: дуб это святоя дерево Перконса и так это во многих индо-европейских традициях. Перконс это активное с небесами связанное божество, бог-громовержец, покровитель плодородия земли, в тоже время бог справедливости.
Третье важное божество индо-европейского происхождения в балтском пантеоне - это Velns, бог подземного царства и мёртвых. В латышском языке имя Velns имеет взаимосвязь с такими словами, которые на первый взгляд с ним не связаны, например, velēna (дёрн), velis (проявление умершего родича), veļu valsts (царство умерших) , veļi ( дни посвящённые богу мёртвых). Взаимосвязь всё таки есть: velēna (дёрн) как рубеж, отделяющий мир живых от мира умерших, в свою очередь Velns главный (velis) среди умерших. Соответствующие слова литовского языка очень похожи: "Velns" – Velas или Velinas, "velēna" (дёрн) – velėna, "velis" – vėlė, "veļu valsts" – veliona, "veļi" мн. число – vėlinės, к тому же по литовски усопший - velionis, и ещё в 16ом веке это слово имело смысл "бог усопших", "veļu dievs". Важно отметить, что Velns балтов непохож и не соответствует правителю ада Сатане в христианстве, ему не достаёт могущества и абсолютного противопоставления единственному, вечному Богу. Хотя и балтский Velns недобрый, но всё таки наивный и доверчивый он живёт в болотах, озёрах, каменистых местах. Velns может изменять свой облик, превращаясь в животных, но в тоже время он покровитель крупного рогатого скота и у него самого имеются свои стада. Обобщая можно сказать, что корень vel-, val- продуктивен как в балтских, так и в других индо-европейских языках и обычно связан с умершими или миром умерших, отдалённая связь имеется с прорицательством, магией, музыкой и пастбищем. У славян имеется бог скота Велес, Волос; у галлов - Vellaunus. Название древнеирландского поэта и трубадура - фили, слово, которое произошло от более древнего velitas. Древнескандинавское Valhalla означает "царство мёртвых" "veļu hallе" (холл велисов), valr – погибший на поле боя, valkyrja – демоническое существо мира мёртвых, которое сегодня более известно из музыкальной драмы Рихарда Вагнера с одноимённым названием. Древнеиндийский Varuna с первого взгляда не наталкивает на мысль о связи с балтским Velnu, но изучив подробнее такое соответствие обнаруживается. Во-первых, оба они властители подземелья, ночи, вод и камней, связаны с плодородием, крупным рогатым скотом и богатством, они оба создатели чёрных животных. Во-вторых, в санскрите -ar- соответствует балтскому -el-, и тогда оказывается, что оба слова схожи и фонетически. Наряду с этими главными божествами Мирия Гимбутене упоминает и второстепенные, это, в первую очередь небесные божества - Mēness(Месяц), Saule (Солнце), Saules meita (Дочь/Дева Солнца), Auseklis (Утренея звезда), Kalvis (Коваль), – и такие божества, как Dieva dēli (Сыны Диевса), Gabija (божество огня).
Без исторического метода Марии Гимбутене известны и другие подходы в характеризации мифологии балтов среди которых особо нужно отметить московскую школу структуралистов с их видными и плодовитыми представителями - балтистами Владимиром Топоровым и Вячеславом Ивановым. Структурализм - это понятие появившиеся в среде языкознания. В основе метода структурализма лежит предположение, что существуют элементарные структуры сознания, которые универсальны и проявляются в форме мифа; в том числе различные уровни организации языка - морфология, лексика, синтаксис - отражают эти структуры и связаны с ними. Таким образом факты языка могут оказаться полезными при реконструкции целых пластов мифического сознания. Этим и занимались вышеупомянутые балтисты, анализируя материалы языка, истории и фольклёра балтов. В результате они пришли к двум различным, в значительной мере локализированным географически, структурам - мифологии западных и мифологии восточных балтов. Западные балты - это пруссы, курши, ятвяги, судавы и голядь (галинды). Из них наибольшее число свидетельств о себе оставили пруссы и имено их традиция находится в основе схемы мифологии западных балтов. В средние века было известно несколько так называемых списков прусских божеств, которые были изданны в текстах и известны в манускриптах. Эти списки чаще всего начинались со слова Occopirmus, Occopirnus, Ockopirmus, которое, между прочим, в латышскую языковую традицию вошло как Okupiernis. Всё таки, как признают языковеды, это слово образовано uka- "всё, смый" и из pirms "первый", значит – "самый первый, изначальный", и это оказывается эпитет главного божества пруссов. Dievs (бог) на прусском Dēiws не назван по имени, очевидно был определённый запрет произносить это слово. Вместо этого упоминается его характеристика "самый первый" и его изначально приняли за имя собственное.Так Dēiws, будучи главным божеством западно-балтского пантеона один занимает высший уровень структуры. На следующем уровне иерархии прусских богов находятся сразу три божества:Patrimps или *Trimps (реконструированное название), Pērkons и Patuls или на прусском *Trīmps, Perkūns, Patuls. Трёх главных божеств можно обнаружить во многих индоевропейских традициях: древнеиндийский Agni-Indra-Sūrya или Brahmā-Visnu-Śiva, римский Jupiter-Mars-Quirinus, скандинавский Odin-Thor-Freyr, кельтский Teutates-Esus-Taranis и др. Всех трёх главных прусских богов упоминет хроника Симона Грунава 16ого века, а так же несколько более позднее описание Каспара Ханненбергера, где описанн вечнозельеный священный дуб светилища Рамавы. Троица божеств вместе со священным дубом даёт ясное представление о мифическом пространстве:Pērkons – ветви дуба – небеса, Patrimps – ствол – земля, Patuls – корни – подземелье. Патримпс вместе с двумя другими прусскими божествами – Аутримпом и Натримпом - позволяют реконструировать мачальное имя божества *Trimps, и здесь важно отметить, что корни trimp-, tremp- в материалах балтских языков связаны с ритуальными действиями и плодородием. От изначального *Trimps при помощи приставок au-, na-, pa- образованы уже известные имена божеств и это может свидетельствовать о первичной диференсации функций божества, вызвав своего рода специализацию:в исторических документах Аутримпс упоминается, как бог моря, Натримпс, как бог плодородия в паре с богом подземелья и смерти Патулой, Патримпс - бог рек и родников, бог весны и плодородия. Другая иновация прусского пантеона связана с Патулом, его эпитет "бородатый" по-прусски bardaītis превратился в самостоятельное божество судоходства Бардайтиса. На третьем уровне прусской мифологии находятся четыре божества: Āušauts, Pilwītis, Puskaītis, Pergrubbis. Эти четыре божества связаны с различными сферами природы: Пергрубис – бог весны и плодородия, Пушкайтис – олицотворение плодородия земли и воплощение священной бузины, хранитель священных рощ, Пилвитис – бог богатства и достатка, Аушаутс - бог здоровья и целительства. Пергрубис и Пушкайтис представляют природу, Аушаутс и Пилвитис - людскую сферу.Пушкайтис противопоставляется Пергрубису, как лес - полю, зато Аушаутс противопоставляется Пилвитису, как здоровье - богатству. Это, что касается структуры, которая усматривается на высших уровнях мифологии западных балтов.
Мифологический материал восточных балтов, т.е. латышей и литовцев не позволяет создавать столь чёткой структуры, как в случае с западными балтами, возможно потому, что здесь слились генетически и хронологически различные слои. В центре находятся два главных божества – Dievs и Pērkons, по-литовски Dievas, Perkūnas. В определённых ситуациях вункции обоих перекрываются или даже сливаются, например, в фольклёрных текстах Dieviņš (Dievs) и Pērkons довольно легко заменяемые слова, но есть и различия. Dievs стоит выше всех других богов, он первооснова, но он довольно пассивен и в людские дела напрямую не вмешивается. Нахождение божества Dievs выше нашего мира и его отдалённость хорошо характеризует народная песня daina: Lēni, lēni Dieviņš brauca no kalniņa lejiņā;
Netraucēja rudzu ziedu, ne arāja gājumiņa.
Неторопливо, тихо Dievs ехал с горушки в низину;
Ненарушив не цветения ржи, не поступи землепашца.

Приходилось ли вам видеть цветение ржи, когда зачаток колоса покрывается пыльцой, котороя от малейшего дуновения ветра или прикосновения развеивается в разные стороны? В дайне сказанно "не нарушив цветения ржи", и это очень поэтично описывает нахождение божества выше мирской суеты. Pērkons напротив, очень активен, деятельн, его присутствие непосредственно ощутимо, оно может быть даже усташающим. Соотношение сфер деятельности Dievs и Pērkons высказываясь современным языком похоже на отношения законодательной и исполнительной власти. На более низком уровне с высшим божеством Dievs связанны божества близнецов. Во-первых надо упомянуть традицию, которая до сих пор жива в Латвии: это представления о божестве плодородия Jumis, и связанные с ним осенние ритуалы чествования. Кроме этого нужно сказать о Dieva dēli (сыны Диевса), и ещё на более низком уровне - другие символы близнецов. С Перконсом связаны небесные божества: Kalvis или Debesu kalējs (Небесный коваль), Mēness (Месяц), Saule (Солнце) и Saules meita (Дочь/Дева Солнца), также другие космические божества. Нужно отметить, что у балтов Saule (Солнце) женского рода, а в многих других индо-европейских языках - мужского. Возможно, что род яркого светила обусловлен географической широтой: чем дальше на Север, тем Солнце нежнее и желанней и больше похоже на мать, об этом свидетельствуют и языковые материалы северян - норвежцев и исландцев.
В последнее время имеется немало исследований и публикаций по теме религии балтов, особенно в Литве. В области латышской мифологии особенно нужно отметить книги исследоватeльницы фольклёра и литературы Янины Курсите (Janīna Kursīte) “Latviešu folklora mītu spogulī” ("Латышский фольклёр в зеркале мифов" и “Mītiskais folklorā, literatūrā mākslā” ("Мифическое в фольклёре, литературе, искусстве"). В последнее десятилетие переведены на латышский и изданны работы видного теолога и исследователя латышской мифологии Харалда Биезаиса (Haralds Biezais) “Gaismas dievs seno latviešu reliģijā” "Бог света в мифологии древних латышей", “Seno latviešu debesu dievu ģimene” "Семейство небесных богов древних латышей", и работа Лиене Неуланде (Liene Neulande) “Jumis senlatviešu reliģijā” "Юмис в древнелатышской религии", к издательству подготовлена книга Биезаиса о главных богинях латышей (oт переводчика: к моменту перевода книга уже изданна). По этой теме несколько работ издал философ Робертc Мукс (Roberts Mūks). Конечно нельзя не упомянуть "Энциклопедию мифологии" в двух томах, там находятся очерки о мифологии латышей, литовцев и прусcов, а так же соответствующие статьи.


Небо начинается здесь
 
ВедаславаДата: Среда, 14.10.2009, 15:29 | Сообщение # 2
Группа: Подмастерье
Сообщений: 38
Статус: Offline
Современные виды язычества балтов

Досихпор мы говорили о традиционной религии балтов, пришло время обратиться к вопросам, которые связанны с сегодняшней ситуацией. В связи с этим было бы целесобразно сослаться на концепцию язычества Айзека Боневица (Isaac Bonewits) и использовать разработанную им периодизацию язычества. Но начнём с самих терминов язычник, языческий (от переводчика: на латышском pagāns, pagānisks). В наши дни это звучит не совсем хорошо, даже принебрежительно и бранно. Само слово произошло от латинского paganus, что изначально обозначало "сельский житель". Ранние римские христиане это слово употребляли по отношению ко всем, кто чествовал дохристианских богов, которых сами христиане уже определили в раздел "демонов". Несколько столетий позже оскорбительное слово паган христиане обращали к мусульманам, протестанты к католикам и наоборот и так постепенно слово обрело смысл "последователи ереси, еретики". В начале 20ого века основное понятие этого термина уже было "атеист", "агностик" , "гедонист" , "неверующий" по отношению к европейцам и "чудак", "невежда" или даже "извращенец" по отношению ко всем остальным. Всётаки сегодня это слово возобновлено придав ему другое значение: паганизм (язычество) – общее обозначение для древних и современных политеических религий, которые обращены к природе (пантеичны). Паганический (языческий) - относящийся к этим религиям, паганы (язычники) - последователи паганизма (язычества). Религии балтов в христианские времена называли "паганическими" (языческими), даже балтские языки заслужили обозначения "паганические" (языческие) (pogańskie gwary, как это зафиксированно по отношению к языку ятвягов в одном документе 17ого-18ого века.). Балтские религии в своем ядре были пантеическими и политеическими, всётаки некоторые исследователи усматривают в них элементы однобожия. В основе этого мнения -письмо Великого князя Литвы Гедеминаса к делегатам Папы Римского, которое он писал в первой трети 14ого века и в этом письме подчёркнута мысль о едином Боге, которому каждый народ поклоняется по-своему.
Возвращаясь к труду Боневица я хотел бы подробнее изложить его точку зрения о трёх стадиях или трёх периодах язычества - палеоязычестве, мезоязычестве и неоязычестве. Палеоязычество - это оригинальные политеические, пантеистические верования, которые известны во всём мире уже с зари человечества, это самостоятельные религии, неиспытавшие внешних влияний. Эти религии обычно характерны определённой территории или народу, нередко они центрированы только на некоторую общность людей - народ или групу народов, обосновывая особое место (роль) этой общности. Может даже иметься представление, что настоящими людьми являются только члены соответствующей религической общины, в таком случае, нужно признать, что это верование содержит этноцентристские или даже расистские элементы. Палеоязычество вклйчает религии народов мира, среди них и балтские уже с племенных времён, к таким религиям относится и индуизм, даоизм, синтоизм.
Мезоязычество, как термин обозначает различные движения, как спонтанные, так и организованные, которые связанны с идеей возобновления, воскрешения и продолжения палеоязыческой религии предков. Основатели движений мезоязычества имеют намерения возобновить религию наилучшим образом и повозможности адекватней соответствующей палеоязыческой традиции. Всё же с умыслом или без на эти движения сильно влияли зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и подобные монотеические и дуалистические представления и ритуальная практика. Мезоязыческие двизения - это массоны, розенкранцеры, теософы, одинисты или северные язычники, сикхи, к этому виду язычества можно отнести некоторые виды друидизма, некоторые секты индуизма, которые имели влияние ислама и христианства, к ним относятся и монотеистические язычники.
В Балтии первые проявления мезоязычества связанны с идеями возрождения так называемой религии праотцов, которые появились уже в конце 19ого века, но только в 20ые-30ые годы 20ого века эти идеи выросли в организованные мезоязыческие движения, такие, как Ромува (Romuva) в Литве и dievturība в Латвии. С одной стороны они декларировали возобновление древней религии латышей или литовцев, но с другой - религиозная деятельность и приходы рамувцев или диевтурисов в большей мере структурировалась по христианскому (католическому или протестанскому) образцу. Так, например, структура svētrīts (священных утренников) почти такая же, как протестантское богослужение: там присутствует и сбор паствы, торжественное песнопение и восхваления слова Божьего (Dieva daudzināšana). Диевтурисы так же, как и западные христиане имеют догматическое изложение главных постулатов - катехезис (cerokslis), имеются и другие подобия в форме.
Неоязычество на декларативном уровне тоже связывает себя с палеоязычеством и его возобновлением или продолжением традиции, всётаки в отличие от мезоязычества оно имеет влияние идей гумманизма и плюрализма, кроме этого - осознанное стремление избавится от традиционного Западного монотеизма, дуализма и пуританства. Плюрализм, как направление мировоззрения или философской мысли выражает то, что космические силы и порядок вселенной лучше всего проявляется в своём разнообразии и что ни одно из этих проявлений не имеет абсолютного преимущества над другими проявлениями. Таким образом плюрализм религиозной сферы связан с мнением, что не существует "одной единственной правильной" веры и что формы духовного служения могут буть разными. Богам можно поклонятся так или иначе, но нельзя абсолютизировать какой либо из видов поклонения, отвергая другой. Плюрализм в большой мере связан с зарождением действительно демократического общества, с новыми концепциями о современном человеке, с обществом будущего. В связи с Западным миром всё больше актуальным становится вопрос о том сможет ли такая закрытая институция, ка христианская церковь принять такой подход, тем самым признавая право на существование других религий.
Различные течения неоязычества появились уже в 1960ые годы и можно назвать некоторые общие характерные черты. Характерно было поклонение божествам обеих полов, признание иманентного мирового духа, акцентирование единства, охраны и долгосрочного развития окружающей среды, готовность приобщиться к духовным и магическим ритуалам с целью этим помочь себе и окружающим. Примеры неоязычества - это Церковь всэ миров, большинство хетеродоксальных традиций Вики (Wicca), друдизм в виде Ár nDraíocht Féin и Henge of Keltria, Общество сознания Кришны, некоторые виды северного язычества, а так же современные формы будизма.
Интересна сама эпоха, которая порадила этот новый вид духовности - неоязычество. Характерезуя её надо упомянуть предыдущую эпоху - модернизм - со своей верой в могущество человеческого разума, с научно-тeхническим прогрессом, с обществом благополучия. Даже в искустве доминировал ителектуализм, конструктивизм и формализм. Этот мир модернизма погиб вместе с первыми американскими атомными бомбами, скинутыми на Японию, предостовлая путь постмодернизму. Всё вдруг зделалось относительным и ограниченность человеческого разума стала очевидной. После Второй Мировой войны люди евро-американского мира искали выход из самими же созданных социальных, экономических и других структур, начали приобщаться к "естественным/натуральным" ценностям, искали алтернативные виды жизни и хозяйства, новые отношения с окружающей средой и религией. В 1950ые-1960ые годы возникли многие коммуны, члены которых приобщились к натуральному хозяйству, интуитивной художественной деятельности, "натуральным" религиям. Были битники (beatniks), позже –хиппи (hippies). В эти времена произошла "революция рокенрола" в музыке, совершенно изменив эстетику музыки её стереотипы, функции. Музыка стала символом субкультуры и образом жизни. Блюз и тяжёлый рок нельзя только слушать и наслаждаться, ты должен жить ими. Так же произошла революция моды, хиппи своей одеждой шокировали "общество благополучия", старшее поколение. В общем итоге это была своего рода культурная революция евро-американского мира и одним из последствий стало радикальное изменение образа жизни, в новых видах культуры, религии, хозяйства, социальных форм акцентировалась натуральность, аутентичность, наследие древних или неевропезированных культур. Естественно, что вконтексте современной культуры вопрос "аутентичности" являлся сильно относительным, всё же исполнители американского блюза, британские творческие анахронисты или кришнаиты по-своему были на много аутентичней своих старших колег, т.к. это было их стилем жизни.
В контексте этих событий появились многие новые религиозные формы, нередко связанные с каким либо ярким сочинением или формой искуства. Так, например японская камерная музыка периода Токугавы, которая исполняется на цитре кото и флейте шакухачи стала импульсом к созданию религиозной музыки Нового поколения (New Age). Роман американского поэта и писателя Дьзека Керуака (Jack Kerouac) “On the Road”, изданный в 1957ом году стал библией движения бита (beat), в романе в неструктуированном, плавном, спонтанном стиле описанно передвежение "автостопом" и адепты такого образа жизни - молодёжь, которая любит жинь, секс, "травку", джаз и мистицизм и которая полностью атказалась от стандартных ценностей своего времени.
Рассматривая формы неоязычества в Балтии сначала хотелосьбы обратиться к Литве. Одно из главных движений - это Ромува (Romuva), которое мы уже упоминали, как движение литовского мезоязычества. Понятно, что Вторая Мировая война и советская окупация прервало это движение, но оно свою деятельность возобновило в 1968ом году, между прочим, в тот же год, когда в Литве гостила нам уже хорошо известная Мария Гимбутене. Может это только совпадение, но именно после этого визита в среде литовских художников и интелектуалов древняя культура и религия балтов обрела особое значение. Многие обратились к изучению, возобновлению, практике, популяризации древней традиции. Rоmuva в конце 20ого века уже не как мезоязычество, а неоязычество вместе с обществом этнической культуры Ramuva стала самым массовым движением, связанным с наследием традиционной культуры (см. www.romuva.lt ). С 1968ого года одной из центральных фигур этого движения является Йонас Тринкунас (Jonas Trinkūnas), который кроме этого активно участвует в Конгрессе этнических религий мира (World Congress of Ethnic Religions, см. www.wcer.org ). В Литве опубликованно несколько неоязыческих изданий, среди которых журналы “Ramuva”, “Druvis”, а так же книга Йонаса Тринкунаса “Baltų tikėjimas: Lietuvių pasaulėjauta, papročiai, apeigos, ženklai”( Вера балтов: мировоззрение, обычаи, ритуалы, символы литовцев).
Латышские диевтурисы, в отличие от литовскох рамувцев после формального возобновления движения в 1980ых годах продолжали придержеваться довоенных канонов. Только небольшая молодёжная группа диевтурисов трансформировалась в неоязычников. Основная часть латышских неоязычников это участники фольклёрного движения, конечно не все, т.к. исполнение народных песен и их популяризация ещё не религия. Неоязычниками можно назвать тех, кто занимаются ритуальной практикой - празднуют календарные языческие традиционные праздники, традиционные семейные торжества в соответствии с древними или возобновлёнными обычаями. То, что у такое "фольклёрирование" имеет признаки религического характера, говорит высказывание одной из "фолклёристок": природа - это церковь, а лучшее богослужение - народная песня.
Религии имеют своё летоисчисление, свои календари. В некоторых случаях за начало отсчёта времени принимается сотворение света, в других - рождение первого человека или культурного героя (култьурваронис). В других религиях время исчисляется со времени рождения основателя религии или достижения особого сакрального состояния. В пантеистических религиях календарь связан со сменой природных циклов, с положением небесных светил, таков он и основной группы латышских неоязычников - "фольклёрщиков". В этом календаре год разделяется на четыре части солнцеворотами и солнцестояниями, каждая часть разделяется ещё на четыре части, таким образом имеется восемь частей - времён. Как видим - календарь структуируется в соответствии с положением Солнца, фактор циклов Луны здесь не действует, поэтону разделение года на месяцы отброшено, т.к., по мнению самих "фольклёрщиков", лунные календари характерны другим регионам и разделение года на месяцы - это влияние чужих религий. Такой солярный календарь можно обозреть в издании “Saules gads” (Солнечный год), издали Айна и Гвидо Тобийи (Aina и Gvido Tobji). Добавлю, что "ортодоксальные" "фольклёрщики" или представители строгой линии Jāņi (Иванов день) (Янку Купалу) и Ziemassvētki (Коледа) действительно отмечают во время астрономических солнцеворотов - 21ого июня и 21ого декабря (от переводчика: остальные латыши празнуют эти языческие праздники соответственно 24. июня и 25. декабря). Самые большие различия связаны с празднованием Lieldienas (от переводчика: соответствует синкретически-христианской Пасхе, латыши, даже христиане, не используют обозначение Пасха) : "фольклёрщики" это делают во время весенней эквинокции, а христианская формула, которую утвердил концил Никейи в 4ом веке опирается на фазы Луны. Замечательно то, что диевтурисы имеют свой отсчёт времени. Эрнест Брастинь (Brastiņu Ernests) (От переводчика: один из основателей диевтурибы) в своё время предложил за пункт отсчёта принят гипитетичное время образования пранарода индо-европейцев, или в терминологии того времени – арийцев, которое по его мнению соответствовало 10 000 годам до нашей эры. Таким образом чтобы отметить это "латышское" или "арийское" время и отмежеваться от от христианского летоисчисления в письменных произведениях диевтурисов начинай с 1938ого года начали к году добавлять еденицу. Так ихнее издание “Labietis” в предыдущий год датированно 1937ым годом, а в следующем году на обложке 11938ой год,следует 11939ый и т.д. Такой принцип датировки сохранили издания, которые издавались на Западе после Втрой мировой войны и позже, в конце 1980ых - в Латвии.
Viedas Sadraudzība (Ведическое Содружество) - это неоязыческое движение, которое в начале 1980ых создал один человек Модрис Слава (Modris Slava). Видвинув целью изучение религию балтов в свете концепций теософии, в действиях членов общества доминировали ителектуальная деятельность, меньше - религиозная практика. Ведическое Содружество регулярно издавало "Виедас вьестис" (Ведические вести) в этом издании присутствовали, как оригинальные публикации, так и переводы классиков теософии, а так же материалы о различных религиях мира. В определённой мере Ведическое Содружество связанно с радикальним политизировавшимся в конце 1990ых годов движением Клуб 415. Здесь я хотел бы упомянуть их издание “Saules Koks” (Древо Солнца) в котором имеется много статей посвящённых окультизму, теософии и балтским религиям. (от перводчика: адресс политического клуба в сети www.klubs415.lv , кроме этого имеется приемник журнала “Saules Koks” портал www.saulesjosta.lv ). Среди различных видов латышского неоязычества надо упомянуть общество "Baltais Aplis" (Белый Круг). В его создании определённую роль играет Расма Розите (Rasma Rozīte) и художница Лилита Постажа (Lilita Postaža). В фокусе действий "Белого круга" - ритуалы и медитации развития духовной жизни, по содержанию - это попытки локализировать и олатышить практику других неоязычников, например, Агни Йоги.
Заметно, что движения неоязычества в Балтии довольно сильны и что они более интенсивны, чем в среднем в Европе. Размышляя о появлении и существовании неоязычества нужно отметить несколько важных факторов. Балтская традиционная культура является сравнительно очень консервативной и в ней сохранились многие архаизмы, в некоторых случаях целые пласты древней культуры. В отличие от стран Центральной и Западной Европы в Балтии эта культура ещё не пропала и многие люди находились в тесной связи с этой культурой. Традиционная культура и её возобновлённые витализированные формы стали одним из краеугольных камней латышской и литовской идентичности. Как пример можно упомянуть празднование летнего солнцеворота - Jāņi (Купалы). Их популярность, интенсивность празднования, присутствие древних традиций делает этот праздник уникальным в масштабах всей Европы.
Поиск новых форм религии, их создание или актуализация в большой мере сваязан с ситуацией в начале 1990ых годов: радикальные изменения в политической, экономической, социальной сфере вызвали определённую нестабильность, психологический и другой дискомфорт; и как спонтанная реакция на это явилось усиление религиозности и это, фактически, является одним из мэанизмов компенсации. Сегодня очень многие люди верят в прорицания, гадание и одна из потребностей сегодняшнего дня - гороскопы, даже респектабельные дневные газеты считают необходимым их помещать на сбвоих страницах. Многие люди занимаются так называемыми биоэнергиями, интерсуются астрологией, парапсихологией и т.п. практикуют приёмы йоги усвоенныe путём самообучения, усиленно приковывают своё внимание к паранормальным явлениям. О необходимости к компенсационным механизмам такого рода свидетельствует и факт успехов в Латвии многих новых нетрадиционных сект.
Язычество балтов известно в мире. В Канаде издётся журнал “Sacred Serpent”, посвящённый фольклёру и религии народов Балтии. Довольно много материалов о балтском язычестве можно найти в Интернете. Свои домашние листы есть у Ромувы, (кроме упомянутого адресса см. www.geocities.com/Athens/Delphi/3503/contents.html), можно найти информацию и о язычестве древних латышей (см. http://pagan.drak.net/wwcrew ). Польский антрополог Пётр Виенх (Piotr Wiench) создал объёмный домашний лист посвящённый язычеству Центральной и Восточной Европы (см. http://vinland.org/heathen/pagancee/ ); там на ряду с диевтурисами, младопруссами, ромувцами, обществом Видунаса присутствуют и неоязыческие движения Белоруссии, Украины, Польши. Несколько сайтов посвященно западным балтам, среди них стоит упомянуть сайт ятвягов Антанаса Пошкуса (Antanas Poshka) (см. www.geocities.com/Athens/Ithaca/6623/), Лист прусских неоязычников Польши (см. www.perkuns.slavinet.org/), лист посвящённый исчезнувшим балтским народам (см. http://hello.to/Balts ).


Небо начинается здесь
 
Форум » Археология, история, легенды, мифы, сказки » Сказки, легенды и мифы » Мифология балтов
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017 Сайт создан в системе uCoz